Здравствуйте коллеги.
Есть проблема. Заказчик просит выполнить УЗК контроль осей блоков траверс грузоподъёмностью от 50 до 280 тонн.Все оси разные по диаметру (от 40 до 240 мм) и длины (40 до 1000 мм). Самое плохое, что они не делать разборку и предлагают все сделать с торца осей. Я отбрыкиваюсь, как могу, т.к. понимаю, что прямым ПЭП с торца ничего не поймаешь и не поймешь: нужна разборка для контроля наклонным ПЭП с цилиндрической поверхности. На осях очень много проточек, каналов для смазки, отверстий для крепежа. НО там где фирме предлагают большие деньги доводы специалистов бессильны. Я вот придумал, что разработаю операционную карту по технологии контроля, где опишу, что контролирую прямым ПЭП с торца на глубину не более 200 мм на отсутствие обрыва, среза или разрушения, то есть без указания площади максимального допустимого дефекта. Карту обязательно согласую с механиками завода по ГПМ. Понимаю, что это неправильно и филькина грамота, но другого выхода нет.
Проблема еще в том, что нет никакого документа, который регламентирует технологию УЗК контроль осей и валов ГПМ (сейчас они называются ПС). Может делать оценку по ГОСТ 24507-80 "Контроль неразрушающий. Поковки из черных и цветных металлов. Методы ультразвуковой дефектоскопии"?
У нас была ситуация, когда деталь уже прошла чистовую обработку, а конструкторы, якобы по требованию заказчика, резко захотели провести 100% УЗК. Разумеется одно дело, когда контроль мы провели бы в заготовке, другое дело сражаться с пазами, отверстиями с резьбой и проточками. Тогда делали свою карту и согласовывали её с нашими конструкторами.
Я бы по возможности не стал привязываться к этому ГОСТу. Там схемы контроля всё-таки прописаны и нет ни одной, которая позволяла бы вести контроль только с торцевой поверхности. Другое дело просто взять нормы оценки (только числовые значения) для этих осей исходя из их типоразмеров.
В своей карте популярно распишите методику проведения контроля, поиска дефектов и признаки дефектов, которые собираетесь искать, снабдите её, по возможности, эскизом, на котором будут разрисованы все зоны, которые вы будете контролировать. Если укажете преобразователей больше одного, то такие зоны рисуйте для каждого, с размерами и расчётами. Лучше потратить 1 вечер на расчёт этих чёртовых зон контроля, чем потом потратить несколько лет в случае чего.
Разумеется, как вы уже и указали, потом согласуйте эту карту с вашими механиками и, если таковое есть, бюро ОГК по грузоподъёмным машинам. Не лишним будет поставить туда же подпись того, кто предлагает проводить УЗК осей без их снятия.
При оформлении результатов обязательно указывайте эту карту (особенно если у неё есть номер и дата), чтобы в случае чего прикрыть пятую точку. Может она и филькина грамота, но в вашем случае это единственный выход.