Почему поперечная трещина в головке рельса возьмется прямым лучем 70 гр а 50 гр однок

Ответить

Kaktus_SPb

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
22.08.2012
Сообщения
4,640
Реакции
1,661
Возраст
47
Адрес
Санкт - Петербург, ПГУПС-ЛИИЖТ
Веб-сайт
vk.com
Продолжаем
а при чем здесь сравнение 70 и 50 градусов. ваш пример совсем не открытие, такое бывает, но если не видит 70, то 50 и подавно не увидит. тем не менее, я имею сомнения в вашем случае. дело в том, что не увидеть торец очень сложно. у 70 градусного ПЭП довольно мощная продольная составляющая (на диаграмме это видно), чего нет у 50 градусов, (плюс поверхностная бывает) и поэтому от торца всегда есть сигнал. конечно, если под углом к торцу, как у вас на 34 градуса, то, действительно, никакого торца не увидим.

А вот что нам говорит Положение о расшифровке ......от 09.01.2018 ЦДИ 1/р:
58 градусов с разворотом в рабочую и нерабочую грань торец прописывать обязан, а вот 70 градусов только для схемы с двумя ПЭП подключенными в раздельном режиме (такая схема реализована у дефектоскопов НПП "РДМ": РДМ-22,РДМ-23, РДМ-24, РДМ-11)...
Но даже раздельная схема чаще всего прописывает не торец а сопряжение головки с шейкой (смотрим опять на прикрепленный В-скан)
 

Вложения

  • 1р.jpg
    1р.jpg
    88.8 KB · Просмотры: 24
  • ПЭП_70_1.jpg
    ПЭП_70_1.jpg
    32.5 KB · Просмотры: 26
Последнее редактирование:

Kaktus_SPb

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
22.08.2012
Сообщения
4,640
Реакции
1,661
Возраст
47
Адрес
Санкт - Петербург, ПГУПС-ЛИИЖТ
Веб-сайт
vk.com
А почему так происходит? На 70 градусов слишком большой путь в металле, и сигнал затухает?

Берем ПЭП121-2,5-70 и пытаемся поймать сигнал от перпендикулярной стенки...
Пока не встретим угол вряд ли поймаем отражение
 

Kaktus_SPb

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
22.08.2012
Сообщения
4,640
Реакции
1,661
Возраст
47
Адрес
Санкт - Петербург, ПГУПС-ЛИИЖТ
Веб-сайт
vk.com
Прошу прощения за вмешательство. А разве речь шла о какой-то другой (не рельсовой) ... головке?
Но хотелось бы (раз пошла такая пьянка) вот чем поинтересоваться.
Ведь для усталостных трещин по схеме (условной, конечно): контроль - обработка (расшифровка) - вскрытие - сопоставление - выводы - для УЗК усталостных трещин рельсов имеется богатейший фактический материал. Если память не изменяет, в 70-х Гурвич был соавтором ряда работ В.Н.Волченко, одного из создателей целого направления применения статистических методов при контроле качества сварки.
Уверен, что такой богатый материал не мог не обрабатываться статистически, ну, хотя бы, для определения вероятности обнаружения дефектов УЗК (POD). А может даже выявлялась хоть сколько-нибудь значимая корреляция между амплитудами сигналов и размерами дефектов.
А еще (опять-таки, ежели память не подводит) именно в процессе испытаний рельс на усталостную прочность (и, кажется, даже живучесть) стали одними из первых использовать традиционный УЗК как инструмент обнаружения и контроля за развитием трещин.
Вот если бы уважаемый Kaktus_SPb "накидал" ссылочек на эту тему - был бы премного благодарен...

Нет такого материала. Чаще всего изъятый из пути рельс идет в металлолом. Если же его отправляют на принудительный долом, то не всегда рельс лопается по дефектному сечению, так как не всегда кусок рельса выпиливается с дефектом по центру (а нагрузка на прессе идет по центру образца)....

не путаем сварные стыки рельсов на рельсосварочных предприятиях, где все забракованные по результатам УЗК рельсы обязательно ломаются на прессе,а значит дефекты сварочные, с рельсами в эксплуатации, где дефекты усталостные. За этой статистикой (дефекты сварных стыков рельсов) надо обращаться в АО НИИ мостов.
 
Последнее редактирование:

ЛюкА

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
25.12.2016
Сообщения
2,516
Реакции
502
Берем ПЭП121-2,5-70 и пытаемся поймать сигнал от перпендикулярной стенки...
Пока не встретим угол вряд ли поймаем отражение

Ну так будет с любым ПЭП, нет разве?
"висящие" трещины только тандем ловит вроде..
 

dea135

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
17.02.2013
Сообщения
9,048
Реакции
1,777
Берем ПЭП121-2,5-70 и пытаемся поймать сигнал от перпендикулярной стенки...
Пока не встретим угол вряд ли поймаем отражение

58 градусов с разворотом в рабочую и нерабочую грань торец прописывать обязан

от поперечной поверхности с малой шероховатостью получить отражение бывает сложно, это для висящей поверхности. поэтому используют тандем. в случае торца проблем нет, можете проверить на любом образце (СО-2).
теперь, почему все же 70 градусов. потому, что таким углом легче получить отражение от трещины, так формируется диаграмма направленности. в отношении лучей, которые отражаются от боковых стенок (рабочая и нерабочая грани). конечно, на этих гранях поверхность меняется плавно и значит можно найти такое положение ПЭП, когда отраженные от отдельных участков этих граней лучи будут падать на торец под углом 0 градусов, т.е. в лоб. но ведь это только в отдельных местах будет, а трещина может быть где угодно. поэтому выбирать угол исходя из контроля только части сечения головки неразумно. и потом, можно же найти такие же положения и для 70 градусов. возможно, что для 70 градусов будет хуже, зависит от геометрии. я уже писал, при ручном контроле головки рельса (проката) нет особой надобности контролировать прямой луч или кратный. оператор просто сканирует (с разворотами, с отражением от граней и пр.) и наблюдает экран- любой сигнал на экране будет отражением от несплошности. здесь все присутствует. если мне нужно просканировать рельс, то я бы использовал такую схему, поднял бы чувствительность (на всякий случай).
 

dea135

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
17.02.2013
Сообщения
9,048
Реакции
1,777
Берем ПЭП121-2,5-70 и пытаемся поймать сигнал от перпендикулярной стенки...
Пока не встретим угол вряд ли поймаем отражение
как формируется отражение от висящей трещины (например, ПДО) я подробно описывать не буду. это все есть в букварях. в двух словах. диаграмма направленности трещины (индикатриса рассеяния) будет зависит от размеров этой трещины- чем больше, тем уже диаграмма. поэтому для больших трещин отражение на ПЭП будет малым, соответственно, выявляемость хуже. но есть другое соображение по выбору угла при выявлении поперечной трещины. если трещина строго поперечная, то это угол между прямым лучом ПЭП (70 градусов) и поверхностью трещины равен 20 градусов. когда трещина большая, то она редко развивается строго поперечно и отклонение от вертикали на 10-15 градусов уже будет достаточным для надежного выявления.
 

dea135

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
17.02.2013
Сообщения
9,048
Реакции
1,777
Прошу прощения за вмешательство. А разве речь шла о какой-то другой (не рельсовой) ... головке?
эту головку можно по разному контролировать. при ручном контроле одни возможности, а при автоматизированном другие.
 

dea135

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
17.02.2013
Сообщения
9,048
Реакции
1,777
Да можно взять 70 градусов и попробовать работать однократноотраженным лучом, а насколько при этом удлинится путь по лучу?
так это нам фиолетово- пусть удлиняется. нужную развертку подгоним. надо- ВРЧ включим.
 

dea135

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
17.02.2013
Сообщения
9,048
Реакции
1,777
А вы знаете теоретический контроль?
конечно знаю. но я писал о другом. практический контроль это как происходит на Ж/Д, и эти подходы вы излагаете. а я пишу о ручном контроле рельса. к примеру, нужно проконтролировать несколько метров рельса.
Во-вторых, а почему неспециализированная ветка - это сразу ручной контроль? У нас в этой ветке только ручной контроль рассматривается?
Я понимаю если бы вопрос был про сварной стык, но здесь про головку рельса
у нас в этой ветке рассматривают разные виды и способы. но у нас есть специализированная ветка по Ж/Д и раз человек суда зашел и задал вопрос, то есть смысл рассмотреть его решение отлично от практики Ж/Д (даже если он ошибся и зашел случайно, вот это и будет случай теоретического контроля). в Ж/Д автоматизированный контроль, а это совсем другое- там поле возможностей может быть большим, обработка данных и пр. соответственно, подходы иные.
 

dea135

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
17.02.2013
Сообщения
9,048
Реакции
1,777
Ну так будет с любым ПЭП, нет разве?
"висящие" трещины только тандем ловит вроде..
трещины разные бывают.
если иметь ввиду гладкие трещины, расположенные строго вертикально, то чтобы получить приличный сигнал, то только тандемом.
тем не менее, все трещины формируют дифракционные волны. диаграмма направленности ПЭП или диаграмма направленности трещины, собственно, формируется этими волнами. так вот дифракционные волны или просто волны от висящей трещины будут иметь большую амплитуду если используются преобразователи с углами 60-70 градусов (чем больше, тем лучше, но есть предел, для больших глубин залегания сигналы ослабляются из-за затухания и нужно переходить на меньшие углы). это несколько другая техника, но для основного металла она может хорошо работать. в основном металле уровень шумов не большой и поэтому можно поднять чувствительность до уровня дифракционных сигналов.
 

epoch4

Профессионал
Регистрация
20.11.2012
Сообщения
636
Реакции
212
если иметь ввиду гладкие трещины, расположенные строго вертикально, то чтобы получить приличный сигнал, то только тандемом
Не только. Ещё и дельта-метод. Отличный сигнал, очень информативный метод. Проверено.
 

ЛюкА

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
25.12.2016
Сообщения
2,516
Реакции
502
Не только. Ещё и дельта-метод. Отличный сигнал, очень информативный метод. Проверено.

Методика/инструкция с критериям разбраковки да утвержденная есть?)
Если есть - то метод. Если нет - то шаманство и некая точка отдельно взятого специалиста))
 

Kaktus_SPb

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
22.08.2012
Сообщения
4,640
Реакции
1,661
Возраст
47
Адрес
Санкт - Петербург, ПГУПС-ЛИИЖТ
Веб-сайт
vk.com
Ну так будет с любым ПЭП, нет разве?
"висящие" трещины только тандем ловит вроде..

я тоже так считаю, но специалисты теоретического контроля нам рассказывают интересные вещи, будет время между парами у студентов, пойду озвучивать торец рельса и СО-2....
 

Kaktus_SPb

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
22.08.2012
Сообщения
4,640
Реакции
1,661
Возраст
47
Адрес
Санкт - Петербург, ПГУПС-ЛИИЖТ
Веб-сайт
vk.com
Для всех любителей теоретического контроля:
1. Прошу учесть что вопрос был про прямой и однократноотраженный луч
2. Поперечная трещина в рельсе бывает трех видов:
а) усталостная - располагается в зоне боковых граней рельса
б) от механических воздействий - располагается в центральной части головки рельса, развивается от механических повреждений поверхности катания - т.е на поверхности катания (ввода узк) есть расслоение или выкрашивание протяженностью 20-70мм
в) в стыках электроконтактной сварки рельсов. (это не совсем трещина, просто из-за особенностей технологии сварки все дефекты имеют плоскую форму)
 

lona53

Мастер дефектоскопии
Регистрация
22.03.2019
Сообщения
1,462
Реакции
322
Методика/инструкция с критериям разбраковки да утвержденная есть?)
Если есть - то метод. Если нет - то шаманство и некая точка отдельно взятого специалиста))
Например, ГОСТ Р 55724-2013, п.6.1. Это можно к утвержденным бумагам отнести?
Если только утвержденные бумаги иметь в виду, тогда не форум, наверное, нужен, а хорошая электронная библиотека... И всё))
 

Kaktus_SPb

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
22.08.2012
Сообщения
4,640
Реакции
1,661
Возраст
47
Адрес
Санкт - Петербург, ПГУПС-ЛИИЖТ
Веб-сайт
vk.com
Например, ГОСТ Р 55724-2013, п.6.1. Это можно к утвержденным бумагам отнести?
Если только утвержденные бумаги иметь в виду, тогда не форум, наверное, нужен, а хорошая электронная библиотека... И всё))
Спрашивали ещё про критерии браковки
ГОСТ относится к сварным швам, а тут про контроль головки рельса....
Надо ГОСТ 18576-96 смотреть :cool:))
 

epoch4

Профессионал
Регистрация
20.11.2012
Сообщения
636
Реакции
212
Методика/инструкция с критериям разбраковки да утвержденная есть?)
Если есть - то метод. Если нет - то шаманство и некая точка отдельно взятого специалиста))
А там критерий предельно прост - сигнал будет только при наличии дефекта. А разбраковка трещин тоже проста, они недопустимы. Ну и самописная методика есть... Главное - работает. И да, не на рельсах, на рельсах не доводилось. Мой посыл - не только тандем.
 
Последнее редактирование:

Kaktus_SPb

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
22.08.2012
Сообщения
4,640
Реакции
1,661
Возраст
47
Адрес
Санкт - Петербург, ПГУПС-ЛИИЖТ
Веб-сайт
vk.com
Не только. Ещё и дельта-метод. Отличный сигнал, очень информативный метод. Проверено.

А Вы что понимаете под дельта-методом?
Если варианты из ГОСТ Р 55724-2013, то расскажите пожалуйста как Вы будете искать дефект не зная его глубины расположения (вроде расстояние между ПЭП должно меняться) и координаты по длине изделия (эту систему надо перемещать вдоль изделия)

Прошу учесть, что если речь идет про поперечные трещины головки рельса, то они бывает находятся не в центральной части головки рельса, а в боковых гранях
 

Вложения

  • дельта.jpg
    дельта.jpg
    18.8 KB · Просмотры: 16

Kaktus_SPb

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
22.08.2012
Сообщения
4,640
Реакции
1,661
Возраст
47
Адрес
Санкт - Петербург, ПГУПС-ЛИИЖТ
Веб-сайт
vk.com
А там критерий предельно прост - сигнал будет только при наличии дефекта. А разбраковка трещин тоже проста, они недопустимы. Ну и самописная методика есть... Главное - работает. И да, не на рельсах, на рельсах не доводилось. Мой посыл - не только тандем.

Контроль - проверка соответствия продукции установленным требованиям.
Если требований нет, то это не контроль, а наблюдения.....

Также для любителей теоретического контроля прошу учесть, что рельс - это не кубик, его поверхности неплоскопараллельны, а в процессе эксплуатации их профиль может меняться. Также в головке рельса возможно наличие допустимых поверхностных дефектов глубиной расположения или выкрашивания до 8мм, под которыми может прятаться поперечная трещина....
 
Сверху